Каждый из нас в свое время наверняка удивлялся автомобилям, едущим в дневное время суток с зажженными фарами. Между тем, этот вроде бы бесполезный на первый взгляд свет не только упорядочивает уличный трафик, но и спасает человеческие жизни.
Дневные ходовые огни, или ДХО, неслучайно обязательны практически во всей Европе. Многочисленные исследования подтверждают: они улучшают обзорность и помогают избежать дорожно-транспортных происшествий.
Как это достигается, спросите вы?
Вот лишь пара примеров навскидку:
- сумерки, особенно в летнее время, коварны тем, что многие водители по разным причинам оттягивают момент включения фар, и установка ДХО в данном случае – прекрасный способ привлечь внимание других участников дорожного движения и предотвратить возможную аварию;
- в светлое же время суток включенные ДХО, как ни странно, помогают встречным водителям сконцентрироваться и не стать жертвой яркого солнечного света и всевозможных бликов.
Приоритет в систематическом использовании дневных ходовых огней принадлежит Финляндии – в этой стране водителей обязали включать ДХО при передвижении по региональным дорогам еще в 1972 году. Ну, а с легкой руки финнов многие автопроизводители стали оборудовать свою продукцию дневными ходовыми огнями уже в базовой ее комплектации.
Дневные ходовые огни в РФ
В России соответствующие изменения в Правилах дорожного движения появились в 2010 году после принятия стандарта по установке и применению ДХО. Правда, п. 19.5 ПДД содержит в себе оговорку, согласно которой дневные ходовые огни могут заменяться фарами ближнего света, но включение одного или другого устройства во время движения в светлое время суток является обязательным.
ГОСТ Р 41.48-2004 выдвигает к ДХО множество требований, среди которых необходимо выделить следующие:
- обязательная маркировка латинскими буквами RL (то есть Running Lights – ходовые огни);
- обязательное включение в момент поворота ключа в положение, при котором начинает работать двигатель;
- автоматическое выключение при включении ближнего света (кроме случаев, когда они необходимы для световой сигнализации);
- минимальные и максимальные характеристики светового потока и площади рассеивания света;
- определенные расстояния до края габаритной части автомобиля, до проезжей части и между блоками ДХО.
С практической же точки зрения в светлое время суток разница между ближним светом и "правильным" ДХО невелика и заключается лишь в нагрузке на генератор: как правило, дневные ходовые огни работают на светодиодах, соответственно, при их использовании нагрузка на генератор и потребление топлива, хоть и незначительно, но уменьшаются.
Рекомендации по установке ДХО
Покупать дневные ходовые огни лучше проверенных производителей, которые достаточно ярко светят. Ну, а установку ДХО желательно сделать в хорошем сервисе или хотя бы в проверенной мастерской – чтобы не было проблем с электрикой и при очередном техосмотре.