К вопросу об одной из важнейших характеристик вашего двигателя – крутящем моменте.
Вас опять обошли на старте от светофора? Вы реально в бешенстве от того, что ваш автомобиль «не тянет»? Значит, пришла пора поговорить о крутящем моменте.
С научной точки зрения, крутящий момент (точнее, момент силы) – это величина, характеризующая действие на тело силы, которая это тело вращает. Проще говоря, это произведение силы на ее плечо, или на рычаг, и впервые это явление описал еще Архимед.
Ну, а чтобы не углубляться в физические дебри, достаточно констатировать одну вещь: именно с крутящим моментом связана одна из важных характеристик автомобиля, называемая красивым словом «приемистость», его способность стремительно трогаться – да чего уж там, рвать с места! – набирая скорость и обходя всех уже через пару десятков метров после светофора.
Дело в том, что мощность мотора отнюдь не является синонимом его способности к ускорению. Максимальное значение тяговой характеристики возникает при предельных значениях оборотов двигателя, а кто же постоянно дает своему движку столь экстремальные нагрузки?
Вот и получается, что некоторые автомобили со скромными 75-80 лошадиными силами легко и свободно обходят отдельные монструозные создания, в которых заявлены сто с лишним «лошадей». Особенно хорошо это видно при пересадке из автомобиля с бензиновым мотором на дизельный – набор скорости на последнем гораздо более ощутим, а значит, крутящий момент двигателя в этом случае больше.
Как же добиться увеличения крутящего момента?
Вариантов три:
- сделать больше «плечо рычага», в данном случае радиус кривошипа в КШМ;
- поднять давление газов в поршнях;
- сделать чип тюнинг.
Любое увеличение радиуса кривошипа прямо пропорционально размерам блока цилиндров и объему моторного отсека автомобиля. А вот с нагнетанием газов дела обстоят куда как лучше, причем уже больше ста лет – патент на увеличение мощности дизельного двигателя таким способом датируется 1911 годом.
Для этого используется наддув – либо турбинный, либо механический, а чаще оба, в комплексе. В бензиновых двигателях это тоже возможно, но сопряжено с огромными сложностями: и степень сжатия снизить надо, и бензины только высокооктановые использовать, и еще много всего. Поэтому турбированные бензиновые двигатели долго были уделом «Формулы-1», хотя сейчас многие производители добились определенных успехов в этом направлении.
В дизелях же всё просто:
- смесь воздуха и топлива попадает в цилиндры под давлением (в дополнение к тому, что поступает туда с обратным ходом поршней);
- соответственно, ее количество увеличивается;
- при сгорании этой смеси растет сила, толкающая поршни.
Именно отсюда и произрастает мощность первичного ускорения, той самой приемистости и того самого крутящего момента, позволяющего «делать» всех на светофорах и дающего ни с чем не сравнимое ощущение скорости.